Городской Дворец Культуры имени В.И. Ленина
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта.
Новости 2025
Новости Информация

340 лет со дня рождения И.С. Баха

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Элизабет Леммерхирт. Семья Бахов известна своими музыкантами с начала XVI века: многие из предков Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами.
Отец Баха жил и работал в Эйзенахе, работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. Первые уроки игры на скрипке маленький Иоганн получил именно от него. Обладая прекрасным голосом (сопрано), мальчик также пел в школьном хоре. В 9 лет Иоганн Себастьян стал сиротой (отец умер), и его воспитанием стал занимался старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат отдал мальчика в гимназию, а сам при этом продолжал обучать его музыке. В 15 лет Бах решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург.
В 1703 году он окончил гимназию, после чего композитору пришлось несколько лет колесить по стране в поисках работы. В этот период жизни Бах оттачивал мастерство игры на органе. Пять лет спустя композитор поселился в Веймаре, где служил придворным музыкантом и местным органистом. В «веймарский» период композитор создал свои лучшие органные произведения, среди которых «Таката» и «Фуга» ре минор, «Пассакалья» до минор и другие.

В 1717 году Бах переехал в Кётен, где дирижировал небольшим оркестром при дворе местного князя. В Кётене не было органа, поэтому в этот период Бах писал в основном фортепианную и оркестровую музыку. Среди прочего здесь были написаны 24 прелюдии и фуги, составившие первый том «Хорошо темперированного клавира», а также «Хроматическая фантазия» и фуга ре минор. Четыре года спустя Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой двадцатилетней певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года, и в последующем у них родилось 13 детей (из которых 7 умерли в детском возрасте).

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где оставался до конца жизни. Здесь он занимал должность кантора (рководителя хора) певческой школы при церкви св. Фамы. Здесь композитору пришлось иметь дело с церковно-оперной музыкой. Именно в Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные произведения: большинство кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. Там был написан Итальянский концерт и закончен второй том «Хорошо темперированного клавира».

В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии, одного из светских ансамблей, существовавших в то время в различных городах Германии Ансамбль выступал в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730—1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана.

Музыкальное наследие Иоганна Себастьяна Баха чрезвычайно велико и включает более 1000 произведений. Творчество разностороннего музыканта отличает полнота музыкальных жанров: он обобщил достижения музыкального искусства нескольких столетий на стыке барокко и классицизма. В своем творчестве Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской и французской музыкальных школ. Музыку композитора отличает единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей.

Ведущим жанром его вокально-инструментального творчества была духовная кантата (5 годовых циклов, всего около 300). В инструментальном творчестве композитора центральное место принадлежит органной музыке: сочетая опыт органной импровизации, различные вариационные и полифонические приемы своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбель и др.), Бах переосмыслил и обновил жанры токкаты, фантазии, пасакалли, хоровой прелюдии.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра (сонаты, сюиты, партиты, концерты) значительно расширила выразительные и технические возможности инструментов, выявила глубокое знание инструментов и универсализм в их интерпретации. Важным этапом на пути к классической симфонии являются шесть Бранденбургских концертов для различных инструментальных ансамблей, воплотивших в себе жанровые и композиционные принципы кончерто гроссо.

Иоганн Себастьян Бах умер в 1750 году. Композитора похоронили на городском кладбище при церкви Св. Иоанна в Лейпциге — одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет.