Городской Дворец Культуры имени В.И. Ленина
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта.
Новости 2023
Новости Информация

"Сила в традиции" 2ч.

Русские

Начало активного формирования русского населения на восточном склоне Урала связано с включения Зауралья в состав Русского государства, которое происходит после похода Ермака в конце 1580-х гг. С этого же времени начинается активное заселение и освоение русскими крестьянами этой территории. Уже в середине ХVII в. русские становятся основным и преобладающим населением Среднего Урала.

Традиционные костюмы

Основным типом женской одежды на Урале являлся комплекс с сарафаном. Сарафан по крою мог быть косоклинным, глухим, на кокетке или прямым, сшитым из самых разных тканей: ситец, кашемир, кумач и т.д. Важным завершающим элементом и женского и мужского комплекса был пояс, занимая центральное место в общем облике костюма. Мужчины носили пояса тонкие, а женщины — шириной 2-3 пальца, разноцветные, с кистями.

В холодное время года женщины носили рипсовую шаль, в более тёплую погоду - платки.

Полотенце с вышивкой. Фигура орла (местное название «метляк») несёт не исключительное геральдическое значение. Композиционно и вероятнее всего семантически «метляк» занимает место «мирового древа», архаичного символа, часто встречающегося на концах вышитых рушников. Образ двуглавого орла в значительной степени стилизован, упрощен и дополнен тремя женскими фигурами, одна из которых расположена на геральдическом щите, вместо классического изображения св. Георгия Победоносца.
Трепало
Трепание — один из этапов подготовки льняного волокна к прядению. В процессе трепания из сырья (льняной соломы) выделяют волокна. Таким образом, в связи с тем, что нити находятся внутри льняного стебля для получения льноволокна необходимо удалить лишние элементы стебля.
Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — её треплют специальной трепалкой (или трепалом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Трепалки вырезают из твердой древесины дуба, клёна и берёзы. Нанося трепалкой частые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем лен кладут на пень и тщательно проколачивают.

Традиционная русская кухня

  1. Окрошка суп на основе кваса и нарезанных мелкими кубиками овощей, солений, мяса или рыбы. Раньше ее делали из остатков заготовок. Поэтому мясо часто было нескольких видов (птица, говядина, свинина) и разных видов готовки (жареное, варёное, тушёное).
  2. Холодец - блюдо на основе мяса, которое очень долго варится на огне. Иногда в него кладут нарезанную вареную морковь, чеснок, отварное яйцо.
  3. Соленья. Овощи обычно солили или мочили. Соленые огурцы и грибочки использовались для приготовления супов, вторых блюд, пирогов, шли как самостоятельное блюдо. Засаливали рыбу и мясо. В таком виде продукты хранились дольше, а у хозяек был богатый выбор ингредиентов в зимний период.
  4. Блины

Музыкальные инструменты

  1. Трещотка и ложки, часто используются вместе. Трещотка изготавливается из совершенно сухого дерева, желательно дуба — именно для того, чтобы сохранить громкие музыкальные свойства инструмента.
  2. Гусли - русский народный щипковый инструмент.
  3. Жалейка - деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
  4. Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы.
Уральская минорка
Кустарное производство гармоник было налажено практически в каждом крупном населенном пункте Урала. В городах, заводских поселках и деревнях, всюду были свои мастера производившие инструменты до нескольких десятков штук в год. Несмотря на широкое распространение в ХХ веке гармони-хромки уральская минорка являлась основным типом гармони на Урале и в Сибири практически до 90-х годов.

Манси Среднего Урала

Ивдельские манси (вогулы) — потомки туземного населения, располагавшегося на восточном склоне Северного Урала ещё до XV века, мощного социально-политического объединения в виду особой воинственности, именуемого в русских летописях не иначе, как «Государство Пелымское» (Пелымское княжество). Большая часть мансийского населения области проживает сегодня на территории Ивдельского городского округа.

Национальные костюмы Среднеуральских манси

Женщины носили длинные рубахи «суп». Поверх рубахи надевали распашные кафтаны «нуй-сахи» из синего, зеленого и красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани. Женской обувью были «няры», которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Праздничные чулки обязательно орнаментировали. Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток. Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные шнуры.

Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Мужская рубаха отличалась от женской в основном длиной. Кожаный пояс с нашивными металлическими отливками и пряжками.
Часто воротник был с мехом.

Традиционная кухня манси

В основном состоит из различных видов обработки рыбы и лосиного мяса. Манси ели рыбу весь год в сыром, вареном, копченом, сушеном, жареном, соленом и вяленом виде и готовили из нее десятки блюд.

Сырой ели свежепойманную рыбу, в ее кровь макали хлеб.

Строганина и тушёное лосиное мясо

Музыкальные инструменты

  1. Бубен - главный инструмент мансийских шаманов. Под громкие звуки инструмента они общаются с духами, а духи передают через него свою волю людям.
  2. Тор-сапль-юх – один из любимейших инструментов манси. Официально его называют «угловая арфа», а с мансийского языка название переводится как «дерево с журавлиной шеей».

Предметы быта

Игрушка-люлька
Для изготовления игрушечной «апы» – мансийской люльки, как и для настоящей мансийской колыбели, используют бересту. Но вместо деревянных элементов конструкции, которые применяются в настоящей люльке, в игрушке используют кости птицы. Такую игрушку делают маленьким детям. Когда ребенок подрастал, он начинал подражать родителям и сам мастерил игрушки, которые были маленькими моделями настоящих бытовых вещей. Так постепенно он овладевал ремеслом своего народа.
Берестяная чашка манси
Колыбель из бересты
Мансийский лабаз. Склад для хранения еды

Татары

Самоназвание татарлар, один из тюркских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Происхождение и ранняя этническая история татар дискуссионны, но началом их появления в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племен относится к III–IV векам н.э. В V–VII веках имела место еще одна волна продвижения тюркских народов в районы Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с существованием Тюркского каганата.

Традиционная одежда

Основу мужского и женского традиционного татарского костюма составляют рубаха «кулмэк» и штаны «ыштан». Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Декоративными украшениями рубах были воланы, разноцветные шелковые и атласные ленты и кружева. Женский праздничный костюм дополнялся нарядным фартуком «алъяпкыч» и многочисленными украшениями. В качестве головного убора использовали калфаки и платки.

Платье татарки дополнялось повседневным или богато орнаментированным фартуком алъяпкыч. На Рубеже XIX-XX веков сохранялись передники, выполненные в технике выборного ткачества с узкой грудкой и широким передним полотнищем, низ которого дополнялся широкой оборкой из покупной фабричной ткани.
С появлением и доступностью фабричных тканей форма алъяпкыч изменилась. Можно отметить, что сначала фартуки из фабричных тканей сохраняли архаичные формы туникообразной одежды. Более поздний вариант фартука – это переднее полотнище дополненное узкой грудкой, украшенное воланами. Особый декоративный эффект достигался благодаря большим объемам полихромной вышивки в технике тамбур. Растительный орнамент заполнялся цветными шерстяными и хлопчатобумажными нитками так плотно, что не было видно основного полотна ткани.

Калфак. Женский головной убор
На среднем Урале бытовал «калфачный» комплекс головного убора – маленький бархатный калфачок, расшитый монетами или бисером, сверху покрывался свободно ниспадавшими назад так называемым «французским» платком. Пожилые женщины носили калфаки, расшитые золотной вышивкой и монетами. Калфак мог быть вышит цветным бисером, или более дорогим перламутровым бисером, или жемчугом.

Традиционная еда татар

  1. Бешбармак готовят из крошеного отварного мяса, дополненного тонкими отварными лепешками прямоугольной формы из пресного теста и луком, нарезанным кольцами. К бешбармаку обязательно подают мясной бульон в пиале.
  2. Эчпочмак – печеные пирожки треугольной формы с мясной и овощной начинкой.
  3. Айран – приготовлен на основе катыка, имеет слегка солоноватый привкус.
  4. Кыстыбый - обжаренная в картофельном пюре лепешка, выполненная в форме полумесяца. Выпекается блюдо до появления румяной корочки, причем в качестве начинки здесь может быть толченый мак, пшенная каша или конопляные семечки.

Музыкальные инструменты

  1. Думбра — татарский струнный щипковый музыкальный инструмент.
  2. Таш сыбызгы или окарина - духовой музыкальный инструмент, свистковая сосудообразной флейта.
  3. Ятаган - щипковый многострунный классический музыкальный инструмент тюркских народов.

Предметы быта

Куклы-обереги

Наряды для кукол шились с особой тщательностью из пёстрого ситца, яркого кумача или белого холста. При этом кукольные наряды часто полностью повторяли настоящую одежду и в украшениях и в покрое. За такими куклами было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили. Куклы не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего автора. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье.

Убранство дома
Сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов, поддержание национального мира и согласия, воспитание толерантности и взаимоуважения — вот совместная миссия властей и жителей Среднего Урала.
Первым шагом, приблизившим Свердловскую область к лидерству в области национальной политики, стал постоянный диалог властей с национальными организациями. Для этого на Среднем Урале был создан Консультативный совет по делам национальностей при губернаторе, а чуть позже — Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области, которая в 2012 году обрела крышу над головой — Дом народов Урала. Сложно представить, что когда-то в Свердловской области не отмечали так же широко, как сегодня, День народов Урала, Сабантуй и другие национальные праздники, которые собирают тысячи гостей.