25 мая исполняется 80 лет со дня рождения советского актера театра и кино Олега Ивановича Даля. Олег Иванович родился в 1941 году в Московской области, в городе Люблино. После школы в 1959 году он поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина, которое окончил в 1963 году. Затем Даль работал в московском театре «Современник», позже – в театре на Малой Бронной и в Малом театре.

Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище. Роль Алика Крамера в фильме режиссёра Александра Зархи «Мой младший брат» (1962) по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием.

После окончания театрального училища Даль был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии. В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «Катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.

Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень). Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира».
С 1974 года в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием Олега Даля: «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова, «Из записок Лопатина» Константина Симонова, «Принцесса и дровосек» Микаэла Микаэляна и Галины Волчек. С ним работают такие режиссёры, как Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, Галина Волчек. А спектакль «Принцесса и дровосек» был первым опытом Олега Даля – режиссёра.
С 1974 года в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием Олега Даля: «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова, «Из записок Лопатина» Константина Симонова, «Принцесса и дровосек» Микаэла Микаэляна и Галины Волчек. С ним работают такие режиссёры, как Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, Галина Волчек. А спектакль «Принцесса и дровосек» был первым опытом Олега Даля – режиссёра.

В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова». Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью.

Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссёр Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона. В последних ролях в кино в игре Даля намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.

Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока...