Новости 2020

Обзор фильма "Братство"

10 мая 2019 года в прокат вышла военная драма Павла Лунгина «Братство». В центре внимания – будни Советской Армии во время Афганской войны. Война завершается. Готовится к распаду Советский Союз. В этой атмосфере морального и физического истощения 108-я мотострелковая дивизия готовится пересечь перевал Саланг, находящийся под контролем моджахедов. У командования есть план, но все ли пойдет так, как надо, если холодный расчет очень редко предполагает тот самый человеческий фактор?
Данный фильм является панорамой позднесоветской войны. Режиссер собирал фильм из многих историй, баек и воспоминаний. Общую картину он сложил из деталей разной мелкости: от больших историй о генералах и бравых советских солдатах, до простых зарисовок из жизни в бесприютных горах.
Главной задачей режиссёра становится не антивоенная лирика, а псевдодокументальное изображение настоящего братства – без панибратства, без убийственного пафоса. Лунгин показывает зрителям дружбу поневоле случайных заложников прекрасно-дурацкой эпохи, взаимовыручку героев прагматичную, но зато безграничную. Так, генеральный сюжет начинается с того, что советского летчика подбивают и забирают в плен моджахеды. Вскоре выясняется, что пленник – сын генерала. Мальчишку спасают, более того, даже сам факт того, что нужно ехать под пули и спасать генеральского сына, фактически ничего не меняет: он все еще свой человек. Затем, чтобы вытащить такого же пленника, только не привилегированного по факту рождения, герои пойдут в кишлак договариваться. И договорятся.
В фильме Лунгина отсутствует концептуальный пацифизм, он словно наслаждается отдельными предметами околовоенного быта. В наше дуалистичное время Лунгин оказывается удивительно современны и даже прогрессивным. Спасительные солдатские байки позволяют на секунду забыть о том, что все так же через афганскую границу в страну везут опиаты, а война снова стала холодной, незатухающей, просто тлеющей помалу.
Советские солдаты, ровно так же, как и моджахеды, могут предавать, воровать и всеми возможными способами пытаться выжить. Командиры в исполнении Кирилла Пирогова и Федора Лаврова в ночи рассуждают о необходимости войн. А несколько резонерский финальный монолог сыгранного Антоном Молотом «грека» и вовсе кажется поколенческой отповедью СССР, окончательно убеждающей, что «Братство», хоть и сложно устроено, все-таки бьет прямо в лоб, не оставляя времени на размышления. Потому что думать и сопереживать – это не одно и то же.